Свою последнюю коллекцию одежды вы сделали в 2017-м, потом был несостоявшийся показ в Армении
и... тишина. Расскажите, что с вами произошло за это время?
У меня задолго до 2017 года возникло ощущение, что много одежды – путь в никуда. Я и раньше делала что-то, только когда мне было что сказать.
Как в случае с впечатлениями от картин Пауля Клее и параджановской композиции с лепестками крепдешина, после которых сложно было «молчать». И отмененная по политическим причинам в ноябре 2018-го презентация в заброшенном советском автовокзале по дороге к озеру Севан, и сорванный в мае 2019-го показ в Ереване были уже не столько про одежду, сколько про технологии. Параллельно внутри меня шла огромная трансформация – и человеческая, и профессиональная. Мне совсем не нравилось то, что происходило в глобальной моде, я чувствовала, что ее лихорадит. И отдельно раздражали спекуляции на тему экокожи и всего остального с использованием лицемерной приставки. Есть в этом что-то пластиковое, неестественное, как во многих современных отношениях между людьми. Разница лишь в том, что такие отношения разрушаются быстро, а искусственные материалы будут разлагаться столетиями, если это вообще произойдет.Поэтому вы решили сосредоточиться на самом натуральном из возможного?
Меня душила мысль о перепотреблении, обо всем ненастоящем, и мне было важно создать что-то полезное, нужное и при этом сказочно красивое. А разве надоевшая футболка, которую ты бросаешь в землю – и она прорастает цветами, не волшебство?
Расскажите о технологии.
Семена на некоторое время погружаются в химический состав, который их обволакивает и защищает от внешнего воздействия. Потом, после высыхания, они вплетаются в волокно на этапе его скручивания в нить – и затем из нее уже делается ткань. Я работаю с хлопком, льном, коноплей, шерстью, недавно начали эксперименты с шелком. Нужно понимать, что речь идет про технологию, которая может быть применима к любым натуральным волокнам. Такие вещи можно носить точно так же, как обычные: ходить в них под дождем, стирать или отдавать в химчистку. Только когда они попадают в землю и начинается процесс разложения, «кокон» вокруг семян разрушается, они оживают и прорастают. Ограничений по ним, кстати, почти нет – главное, чтобы были не слишком крупные. Например, для шерстяных тканей сейчас использовали семена астры и полевых цветов.
Сколько времени ушло на эксперименты?
Примерно полтора года с момента изобретения состава жидкости. И тут очень помог карантин: моя кухонная лаборатория трудилась вовсю, чем сильно пугала родных. Но до экспериментов в течение трех лет было полное погружение в теорию.
То есть вы сами подбирали химикаты и проводили опыты в домашних условиях. Как это возможно без профильного образования?
У меня действительно нет естественно- научного диплома, но в 15 лет я поступала в медицинский университет и очень глубоко изучала химию с биологией. Врачом так и не стала – к страшному разочарованию мамы, которая, по-моему, до сих пор мне этого не простила, – но тот фундамент знаний помог мне в самом начале. Я месяцами переписывалась и разговаривала с учеными по всему миру. И, честно говоря, они были единственными, кто не крутил пальцем у виска и не спрашивал, не сошла ли я с ума. А сейчас, на этапе патентования, технология проходит серьезные тестовые проверки – ну и конечно, из кухни все переместилось в научные лаборатории.
Какие есть подводные камни?
Маcштабирование. Ведь реальную пользу технология может принести, только если ее внедрить в большие производства, причем именно волокон и нитей. В конце концов, модная индустрия в ответе за немалый процент мусора на планете – и было бы настоящим чудом, если бы свалки одежды превратились в цветочные поля. И мы над этим работаем!
То есть речь не о том, чтобы я или вы, конечные потребители, закапывали свои старые джинсы в саду?
Ну почему же, вы легко можете это сделать. Но глобально нужна инфраструктура, чтобы такие «цветочные» материалы маркировали, сортировали и выбрасывали в подходящих местах.
А вы думали о каком-то конкретном саде, вынашивая идею?
Скорее мечтала. О садах с цветами, которыми заменю мусорные горы.
Фото: ЕВГЕНИЙ ШИШКИН
Стиль: ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАНОВА
ФОТОГРАФ ЕВГЕНИЙ ШИШКИН@LI-NE AGENCY; МАКИЯЖ И ПРИЧЕСКА: ПОЛИНА НАГОРНЫХ; АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА ПАВЕЛ РАДЧЕНКО @BOLDMOSCOW; АССИСТЕНТ СТИЛИСТА ЗУХАТ АСЕКОВА; ПРОДЮСЕР КСЕНИЯ СТЕПИНА; АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА КСЕНИЯ ПОКРОВСКАЯ. БЛАГОДАРИМ ШОУРУМ DE GOURNAY ЗА ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СЪЕМКИ.