В музыке, как известно, всего 7 нот. Можно без конца их комбинировать, но написать принципиально новое произведение — уже вряд ли. В моде такого универсального мерила оригинальности идеи нет, но при этом так же очевидно: все основные силуэты давно придуманы. Шансов войти в историю в статусе изобретателя нового предмета одежды у современных дизайнеров, прямо скажем, немного.
Все, что им остается — это экспериментировать с уже существующими формами и силуэтами, менять пропорции и добавлять новые детали. Первый постковидный сезон показал: с этим они справляются на ура.Классический тренч, маленькое черное платье, брючный костюм, мужская рубашка — вот примерный синопсис содержания весенне-летних показов. Скучно? Не торопитесь с выводами. Все это только звучит, как очередной список необходимых вещей из базового гардероба от стилиста из инстаграма (ох уж эти прописные истины!). На деле же дизайнеры смогли взять все эти хрестоматийные вещи, стряхнуть с них пыль времени и выпустить на подиумы свежими и обновленными. А главное — ни капли не банальными.
Риккардо Тиши приложил все свои творческие ресурсы — и смог показать коллекцию Burberry без единого бежевого тренча (невиданная ранее вольность!). Их заменили варианты со вставками из кожи и денима, с принтами и без рукавов. Миучча Прада с Рафом Симонсом (Prada) и Николя Жескьер (Louis Vuitton) свои плащи сделали гиперобъемными и ультрадлинными — ничего общего с теми укороченными версиями с поясом, которые мы привыкли видеть на улицах каждую весну.
Дальше — больше. Брючные костюмы, в свою очередь, тоже прибавили в объеме — и стали куда просторнее. Не то чтобы мы никогда раньше не видели оверсайз-жакетов и широких брюк, но сейчас они практически вытеснили любые другие разновидности тейлоринга — и такая монополия рискует сохраняться еще не один сезон. Fendi, The Row, Louis Vuitton, Altuzarra и Chloé задали стандарт power suit'а постковидной эпохи, а Boss пошли даже чуть дальше — и заменили формальные брюки на максимально расслабленные джоггеры. Дизайнеры уже вообще не отталкиваются от фактических пропорций женской фигуры: плечевой шов отходит от самого плеча примерно на расстояние ладони, рукава стремятся вниз, а брюки выглядят так, будто они велики на добрую пару размеров и держатся только за счет ремня на поясе. Отсюда, кстати, и микротренд на смещенные ширинки — выглядит это буквально так, будто вы взяли брюки, которые вам велики, и перешили пуговицу, чтобы они застегивались.
То же самое актуально и для рубашек. Пару сезонов назад идеальная сорочка должна была выглядеть так, будто принадлежит вашему бойфренду — сейчас же она была бы велика и ему. Уже даже не оверсайз, а гиперсайз — наша новая мантра. Цвет тоже больше не сводится к стандартному белому или светло-голубому — хоть Дэниэл Росберри в Schiaparelli и отыграл этот хрестоматийный номер на пятерку с плюсом. Valentino буквально взорвали ленты всех соцсетей своей огромной ярко-розовой сорочкой в сочетании с микрошортами, а Balenciaga сделали к оранжевой рубашке еще и такого же оттенка бермуды. Даже вечные маленькие черные платья упорно стремятся из категории "smart casual" в разряд "для особых случаев" — и обзаводятся соблазнительными вырезами в самых неожиданных местах, лентами и завязками в духе нулевых и всяческим декором. Остаются ли они при этом универсальными? Едва ли. Зато заметно прибавляют веса в части остроты и актуальности.
В чем причины такого повального стремления переделывать привычные вещи и как бы изобретать их заново? Во-первых, банальная скука. Не стоит забывать, что коллекции этого сезона создавались в локдауне — дизайнерам, как и нам всем, было крайне уныло, так что экспериментировать тянуло, как никогда. Во-вторых, кризис заставил покупателей охотнее инвестировать в "вечные" вещи — то, что из моды в обозримом будущем не выйдет. При этом покупать очередной бежевый тренч с поясом едва ли кому-то хочется — только если вдруг по какой-то причине вы не сделали этого раньше. Вот дизайнеры и бросились на поиски компромисса — чего-то, что благополучно переживет этот сезон (а лучше — этот год), но будет при этом выглядеть новым и свежим. В конце концов, мы пережидали заточение в собственных домах вовсе не для того, чтобы теперь без конца носить скучные базовые вещи — так что запрос на новизну силен, как никогда. И мода, к счастью, нашла, что на него ответить.