Ugly shoes умерли — да здравствуют ugly shoes. Массивные "папины" кроссовки сдали позиции и уступили место другой обуви, которая до этого гордо лидировала в списках антитрендов. Сначала с легкой руки Кристофера Кейна и Демны Гвасалии "выстрелили" кроксы, а уже этой осенью мы то и дело видели на главных фэшиониста мира угги, которые зарекались навсегда забыть вместе с плюшевыми спортивными костюмами и джинсами с низкой посадкой.
Не успели мы привыкнуть к их новому модному статусу, как дизайнеры взялись реабилитировать еще одного недавнего "аутсайдера" в мире обуви. Да-да, мы о клогах.После весенне-летнего показа Hermés все заговорили об очередном пришествии этих башмаков на деревянной подошве, а модные журналисты и стилисты авансом выдали им звание it-shoes нового сезона. Судя по всему, не зря — с каждым днем они все чаще мелькают в ленте инстаграма, а с наступлением тепла наверняка начнут активно появляться и на улицах. У каждого с клогами связаны свои собственные ассоциации, но большинство наверняка вспомнит сувенирные башмачки из дерева, которые туристы в доковидные времена любили привозить из Амстердама. Они называются "кломпы" — и это, вероятно, первый прообраз современных клогов родом из XIII века. Носили их голландские фермеры вплоть до XIX века — и очень ценили за устойчивость, защиту от холода и влаги и дешевизну. Правда, упускали из виду то, что они были ужасно неудобными и деформировали стопу.
В то же самое время свои версии подобной обуви стали появляться и в других европейских странах — во Франции похожие ботинки на массивной подошве без пятки стали называть "сабо" — и они смогли стать не только обувью местных фермеров, но и инструментом политического и социального активизма — правда, куда позже, в 1940-е. Во Франции времен немецкой оккупации женщины носили огромные тюрбаны, броские аксессуары и сабо на высоченной подошве в знак протеста против оккупации — и в противовес лаконично и строго одевавшимся немкам. Легендарный главред Harper's Bazaar Кармел Сноу частенько вспоминала громкий стук деревянных подошв, который издавали парижанки того времени, возвращаясь вечерами домой с работы. Затем клоги довольно надолго оказались почти забыты, пока не наступили богемные 70-е, а с ними — мода на все рустикальное и этническое. Тогда-то они впервые стали по-настоящему модными — и проникли в гардеробы Джейн Биркин, Дженис Джоплин, Фредди Меркьюри и Дэвида Боуи.
С приходом высоковольтного гламура 80-х вся эта фольклорная романтика оказалась не в чести — и клоги вновь вернулись лишь десятилетие спустя, как атрибут гранжа (да, фанаты Nirvana носили не только "мартинсы", как принято думать). В нулевые эту моду подхватил Джон Гальяно в Dior, создав клоги с монограммами на огромном каблуке, а к началу 2010-х его решили поддержать Карл Лагерфельд в Chanel и Марк Джейкобс в Louis Vuitton. Не без помощи it-girls вроде Алексы Чанг и сестер Олсен клоги вновь ненадолго стали самой модной обувью и захватили подиумы и модные съемки. Пока опять не были преданы модной анафеме, как и все яркие приметы того времени. Но, как говорится, иногда они возвращаются.
Ностальгия по нулевым во всех их проявлениях и посткарантинная тяга к удобству во всем сделали свое дело — и клоги перестали казаться такой уж плохой идеей. Помимо Надеж Ване-Цибульски, креативного директора Hermés, носить их этой весной предлагают еще Bally и Stella McCartney — почти в идентичном виде. Николя Жескьер в своей весенне-летней коллекции для Louis Vuitton сделал туфли на массивной платформе и устойчивом высоком каблуке, подозрительно напоминающие по форме те самые голландские кломпы — прообраз клогов. А Молли Годдард сумела "скрестить" сразу две самые спорные модели обуви — и выпустила гибриды клогов и уггов в красном и зеленом цветах.
Их любят, их ненавидят — им даже посвящен целый фан-аккаунт @thecloglife в инстаграме. Если же вы со своей позицией еще не определились — у вас будет на это как минимум весь сезон. Впрочем, есть ощущение, что даже больше — в конце концов, в долгожительство ugly sneakers тоже поначалу никто не верил. В любом случае, дайте им шанс. По удобству клогам почти нет равных, да и смотрятся они куда свежее тех же набивших оскомину кроссовок. А носить их уже давно можно не только на ферме — в ресторане или модной галерее они будут смотреться ничуть не менее уместно.
JACQUEMUS, 13 245 рублей
MAISON MARGIELA, 40 953 рубля
ISABEL MARANT, 54 038 рублей
LEMAIRE, 61 385 рублей
MARNI, 51 101 рубль
TOGA, 24 875 рублей
ANCIENT GREEK SANDALS, 22 370 рублей
PROENZA SCHOULER, 10 230 рублей