В последнее время только ленивый не говорит о личном бренде. Это модно, важно, нужно. В то же время это понятие стало настолько «тиражным», что все чаще отождествляется с такими действиями, как создание страницы в соцсетях, проработка нового имиджа с последующей фотосессией. В действительности же мало кто знает, из чего складывается понятие личного бренда и как с ним работать. Более того, однозначно определить наличие личного бренда можно только у публичных или условно публичных людей – когда в трех фразах можно описать человека, не погружаясь в пересказы его резюме, биографии, фильмографии или репертуара. Так что же такое личный бренд? И зачем он нужен? Рассказывает Елена Снежко, консультант по личному маркетингу, эксперт по выстраиванию персонального бренда, продюсер.
Великий классик от маркетинга Филипп Котляр говорил: «Если вы не бренд – значит вы товар, в этом случае цена – это все, и дешевое производство – единственный путь к успеху». В связи с этим вспоминается автобиографичная история Джерри Вайнтрауба (он организовывал концерты для Френка Синатры, туры для Элвиса, продюсировал всех «Друзей Оушена»). Его отец продавал драгоценные камни – ходил по домам, устраивал презентации и зарабатывал этим на жизнь. Он преподал сыну главный урок - «люди покупают не камни, люди покупают истории».
Так же и с нами. Каждый имеет свой уникальный характер, талантлив по-своему, но без истории мало шансов, что кто-то действительно увидит вашу ценность, станет вашим фанатом, подписчиком, клиентом или карьерным спонсором.
Часто люди обращаются к «брендингу себя», когда находятся на распутье – в кризис роста, потеряв смысл собственных действий, когда нужно стать более осознанным, найти свою дорогу и делать то, что действительно нравится, чтобы не работать ни дня, как говорится в известной цитате. В конечном итоге, убрав все сложные психологические и высокие духовные мотивы, создавая личный бренд, мы хотим обрести признание, популярность (даже если публичность вам чужда как суть), а также повысить свой материальный статус. Иначе говоря, все это про то, как монетизировать свое истинное «я».
Истинное «я» – то, что отличает личный брендинг от традиционного, в котором есть товары и услуги. При помощи личного бренда вы точно также можете создать себе эмоциональную ценность в глазах своей аудитории. Он нужен для того, чтобы выделиться из миллионов похожих, усилить доверие, вызвать эмпатию еще до физического знакомства; он усиливает вашу востребованность и дает право выбора, что повышает вашу стоимость на рынке труда (все как в экономике, спрос – цена), и точно также формирует лояльность к вам.
Однако при построении персонального бренда исходить исключительно из потребностей или представлений своей целевой аудитории – путь в никуда. В личном бренде все начинается с себя. Настоящий успех – это успех во взаимоотношении с собой.
Раскрыть свою сущность для себя – это тяжелая работа. Но если вы знаете, какие принципы отстаивает и что вами движет, то будете общаться с вашей аудиторией гораздо более эффективно. Вы будете знать, какую историю рассказать, и дадите людям ту самую основу для принятия решений. Так что основное: оставаться подлинным – гиперважно.
Есть много способов понять себя. Можно доходить до своей сути самостоятельно или прибегать к помощи коучей и других специалистов. Нужно определить для себя, что придает смысла вашей жизни? И это станет вашей миссией. Кем вы должны быть для выполнения этой миссии? И это станет вашим видением. И, наконец, что уникального получат люди от взаимодействия с вами? Это станет вашим позиционированием и обещанием.
Но одного описания личного бренда недостаточно, чтобы он работал на вас. Вы можете все понять про себя, поменять гардероб и переписать свое резюме, однако, ситуация не станет значимо иной. Несмотря на то, что внутренне действительно формирует внешнее, личный бренд строит репутация, которая создается во вне.
Я люблю приводить своим клиентам один пример, чтобы обеспечить понимание разницы бренда и репутации. Про человека говорят «Он смешной!» – это бренд. А вот почему он смешной? Он лучше всех выступает в стендапе? Нелепо одевается? Блещет остроумием? С ним весело? Ответы на эти вопросы – это уже репутация. И именно она – впечатления, которые мы создаем в разных контекстах для разных групп нашей аудитории; она доносит смыслы, изначально заложенные в личный бренд. Поэтому формирование репутации – важный инструмент продвижения.
Бренд – сущность устойчивая, а вот репутацию можно и нужно регулярно пересматривать, чтобы не остаться за бортом, отстав от времени. Репутация проявляется в том, как вы выглядите, общаетесь, как ведете или не ведете свои соцсети, в вашем бизнес-этикете и окружении, в ваших увлечениях, особенностях поведения. Все это создает впечатление, которое и является настоящим определением вашего бренда.
Есть еще одна важная вещь, без которой создание личного бренда невозможно - это личный маркетинг. Если бренд – это «Почему?», то маркетинг отвечает на вопрос «Как?». Это то, что делает ваш бренд востребованным, это то, что позволяет вам взаимодействовать со своей аудиторией – будь то ваши фанаты, клиенты или новый партнер. Основываясь на опыте работы продюсером, могу сказать, что можно быть сколь угодно талантливым музыкантом, но тебя никто не будет слушать до тех пор, пока не сложится своя аудитория, а до тех пор твоя сцена – улицы города и подземные переходы. И чтобы как можно быстрее совершить прорыв, строится стратегия и готовится план действия – здесь как раз и нужен маркетинг.
Еще чаще мои клиенты, взглянув на план работы, говорят, что не справятся с таким большим количеством задач. На что я привычно отвечаю:
- Формирование личного бренда – это такая же работа, как организовать себе качественный отдых (выбрать место, сделать визы, купить билеты, забукировать гостиницу или квартиру, арендовать машину и пр.), только цели здесь другие;
- Чтобы преодолеть непростой путь, нужно разбить «дорогу» на понятные отрезки и не стесняться брать помощников;
- Никогда не пренебрегайте собой и не забывайте, что важно инвестировать в себя – время, средства, ресурсы.
Вложения в себя, путь от внутреннего «я» к тому, кем вам действительно хочется быть, а не казаться в глазах окружающих, – то единственное, что рано или поздно окупается.
Фото: GETTY IMAGES