На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Harper’s Bazaar

248 подписчиков

Как Жанна Туссен приручила пантеру Cartier

Жанна Туссен
Жанна Туссен, 1923 Baron Adolph de Meyer Cartier

Образ пантеры, ныне главного символа Cartier, – далеко не выдумка основателя Дома Луи Картье и его самого знаменитого артистического директора Жанны Туссен. Однако именно последняя «приручила» и возвела большую кошку в предмет культа, коим она остается по сей день.

Мы предлагаем погрузиться в архивы Cartier и разобраться, как драгоценные изображения пантеры из золота, бриллиантов и черного оникса стали иконой дизайна.

Брошь Panthère, Cartier Paris. 1948
Брошь Panthère, 1948Cartier Archives Cartier

Хищница из семейства кошачьих будоражила умы всей Европы, начиная с рубежа XIX-XX веков. Что особенно любопытно, связано это было не только с увлечением эпохи ар-нуво экзотичной эстетикой Востока, но и зарождением феминизма: женщины не только выходили на улицы заявлять о своих правах, но и начинали постепенно присваивать себе свою сексуальность, свободу выражать себя и быть самостоятельными. Вспомним поп-культурный образ женщины-кошки: загадочной, опасной, даже демонической — да, и она родом оттуда.

Портсигар Жанны Туссен. Оникс, рубины и изумруды, платина и бриллианты. 1917
Портсигар Жанны Туссен. Оникс, рубины и изумруды, платина и бриллианты. 1917

Именно в таком контексте Луи Картье создал в 1914 году первое украшение с пятнистым орнаментом «Пантера». Чуть позже, в 1917, он подарил своей музе, эксцентричной Жанне Туссен, vanity case из оникса с изображением двух кипарисов и пантеры, эскиз для которого создал иллюстратор Жорж Барбье (к слову, его работу основатель Cartier использовал как рекламу на витрине своего бутика). Спустя два года ее коллекция пополнилась еще одним аксессуаром — несессером из золота и черной эмали.

Безупречный вкус подруги, ее неповторимый и смелый стиль сподвигли Картье на то, чтобы назначить Туссен дизайнером более доступной линейки украшений из серебра, но уже в 1933 году она возглавила все направления Дома и обосновалась в студии на Рю-де-ля-Пэ. «Эта хрупкая женщина совершила революцию», — говорил впоследствии о Жанне Туссен Сесил Битон.

Вместе с дизайнером Пьером Леманшаром, Туссен сделала Пантеру трехмерной. По заказу герцога Виндзорского была выполнена брошь с золотой кошкой с пятнами из черной эмали, восседающей на изумрудном кабошоне весом в 116 карат. На Рю-де-ля-Пэ мгновенно собрались поклонницы Дома, мечтающие о броши, как у Уоллис Симпсон — и это задолго до «эффекта Меган Маркл». Работа вдохновила саму Туссен на создание аналогичного украшения — уже с кашмирским сапфиром и платиновой Пантерой. За ней всего спустя год вновь вернулась супруга опального Эдуарда VIII. 

Герцогиня Виндзорская
Герцогиня Виндзорская с брошью Panthère с бриллиантами и сапфирами, созданную Cartier в 1949 годуRobert Doisneau / Rapho

Грациозная кошка приносит удачу и новых клиенток Дому и сегодня. За десятилетия ее «покровительства» Cartier, коллекция Panthère расширилась от уникальных изделий high jewellery до постоянной линейки, включающей часы и аксессуары. А недавно триумфальное шествие Пантеры привело ее в Россию: в бутике на Красной Площади клиенты бренда могут увидеть масштабный барельеф животного на фоне стен Кремля и куполов Собора Василия Блаженного.

Брошь Cartier
Брошь Cartier Panthère, 1949. Платина, золото, бриллианты, сапфиры

Там же уже появились последние новинки Panthère — первые в истории Cartier лаконичные браслеты и колье, в которых строгость формы другой культовой коллекции, Juste un Clou, сочетается с дерзостью и изяществом большой кошки. Украшения созданы в шести вариациях: из розового и желтого золота, каждое — с опцией в виде бриллиантового, а для тех, кто только собирается приручить Пантеру, среди новинок наверняка особенно понравится аккуратная булавка с миниатюрным символом Cartier.
 

 

 

Ссылка на первоисточник
наверх