Мы можем назвать множество вещей, перекочевавших из мужского гардероба в женский и внесших тем самым вклад в движение эмансипации: брючный костюм, тельняшка, всевозможные виды верхней одежды, принадлежавшие военной униформе… Обратный же процесс встречается несколько реже. Тем не менее, один из современных символов статуса — наручные часы — изначально был атрибутом исключительно дамского костюма. Вместе с Audemars Piuget разбираемся, как наручные часы прошли путь от декоративного аксессуара до технически совершенного произведения haute couture.
Историю наручных часов принято отсчитывать с 1751 года, когда Елизавете I преподнесли в подарок роскошный браслет с часами. Хрупкий механизм не отличался точностью — главным в подарке была инкрустация драгоценными камнями. Придворные дамы быстро подхватили тренд, однако аксессуар оставался лишь милой диковинкой. Красивой, но по большей части бесполезной и не подходящей для путешествий, охоты или деловых встреч — всему тому, чем занимались джентльмены. На мужских моделях к тому времени уже появился репетир, изобретенный британскими мастерами: часы отбивали время по желанию владельца, чтобы те могли узнавать время в темноте.
В XIX веке наручные часы все еще оставались «женскими» и, к тому же, большой редкостью из-за сложности в изготовлении. Даже уже существующие механизмы (не говоря о первых усложнениях) было непросто повторить в миниатюрном размере, подходящем для тонкого запястья. Позволить себе такую роскошь могли разве что королевские особы
Историческое здание мануфактуры Audemars Piguet, 1907
Когда Жюль Луи Одемар и Эдвард Огюст Пиге основали в швейцарской долине Жу свою мануфактуру, часовое ремесло готовилось к большим переменам. Появление молодых и амбициозных часовщиков в четвертом поколении эти изменения стимулировал. Дуэт решил собрать под одной крышей лучших мастеров долины, которая и тогда слыла «колыбелью часового искусства», и сделать ставку на часы сложной конструкции. Это было в 1875 году.
Через семь лет Одемар и Пиге выпускают первые наручные часы с минутным репетиром. Еще через семь — карманные сверхсложные Universelle. Согласно книгам учета компании, 80% из приблизительно 1 600 часов, созданных Audemars Piguet с 1882 по 1892 год, уже включали одну или более сложных функций. С тех пор совершенствование механизмов и форм оставалось для Audemars Piguet приоритетом.
1892, наручные часы с механизмом минутного репетира
1899, Часы Universelle
Эпоха ар-деко и ревущие 20-е ознаменовали новый этап в развитии часового искусства. Новейшие модели поражали воображение богатым декором и замысловатым дизайном, но тем самым утверждали женские часы в качестве украшения, но никак не функционального, статусного предмета.
На первый взгляд незаметный, но важный вклад в нашу историю внесли суфражистки. Роль женщины обществе менялась: получив новые права и примерив новые роли в обществе, девушки поняли, что их жизнь может быть не менее насыщенной, чем у мужчин. Они ценили не только блеск драгоценных камней, но точность хода, практичность и комфорт. Любопытно, что тогда циферблат часов имел стандартный размер 35-37 мм — сейчас такие считаются миниатюрными, подходящими самому тонкому женскому запястью.
1917, Первый восьмигранник
1929, Угловая геометрия
Крупный план циферблата Royal Oak с гильошированным узором «Petite Tapisserie»
Оригинальный эскиз Royal Oak работы Джеральда Джента (1972)
Середина XX столетия стала непростым временем для швейцарских часовых мануфактур. Тем не менее, они блестяще справились с «кварцевым кризисом» и отвоевали первое место в индустрии. Когда рынок потрясли высокотехнологичные кварцевые механизмы родом из стремительно развивающейся Азии, Audemars Piguet сумели сохранить вековые традиции и дерзко ответить на вызов эпохи. Так свет увидели Royal Oak, первые спортивные часы класса люкс из нержавеющей стали.
Чтобы понять, почему Royal Oak произвели фурор, надо вспомнить, как в то время выглядели мужские часы «под костюм»: круглый, обычно небольшой циферблат, тонкие и не слишком прочные. Авангардные Royal Oak, несмотря на неоднозначный прием, вскоре снискали славу. Спрос на них быстро пошел вверх.
Автором ультрасовременного дизайна стал Джеральд Джента. Он сумел найти путь к сердцу нового поколения, поняв его истинные потребности. В 1970-х невероятной популярностью пользовались экстремальные виды спорта. Royal Oak как раз предназначались для тех, кто вел активный образ жизни и вместе с тем ценил настоящую роскошь. Крупный восьмиугольный безель, 39-миллиметровый корпус, сразу же получивший прозвище «Jumbo» — гигант, шестигранные винты, циферблат с гильошированным узором Tapisserie и сегодня остаются объектом желания коллекционеров и ценителей роскоши. Сталь, более сложная в обработке, чем золото, получила статус драгоценного металла.
1976, первая версию Royal Oak для женщин
1972, часы Royal Oak
В 1975 году новым руководителем отдела дизайна Audemars Piguet стала Жаклин Димье. Перед ней встала задача адаптировать модель под женское запястье: уменьшить вес и сохранить водонепроницаемость, сделать браслет более тонким и гибким.
«Адаптация творения легендарного Джеральда Джента была непростой задачей. Мой подход заключался в том, чтобы сохранить индивидуальность этих часов и сосредоточиться на пропорциях. Я хотела, чтобы они оставались крупными, что шло вразрез с ведущими тенденциями для женских часов», —
рассказывала впоследствии Жаклин Димье.
2016, Жаклин Димье
Как и мужские Royal Oak, женские часы стали идеальной базой для последующих экспериментов. Мануфактура в разное время выпускала версии с вечными календарями, хронографы и комбинированные экземпляры с Grande Complication. Женщины продолжали утверждать свои позиции в мужском мире, и Audemars Piguet чутко откликались на эти перемены и шли в ногу со временем.
Так, в 2016 году Дом обратился к талантливому дизайнеру-женщине. Каролина Буччи, представительница уже другого поколения, влюбилась в Royal Oak с первого взгляда, увидев их на руке незнакомки в Нью-Йорке. Вскоре муж преподнес ей в подарок Royal Oak 1982 года из желтого золота. Это подтолкнуло Каролину использовать в собственном дизайне легендарной модели флорентийскую технику ковки золота, которая создает эффект алмазной пыли. Вместе с Мануфактурой из Ле-Брассю она разработала женскую юбилейную модель инновационных часов.
Каролина Буччи с часами ограниченной серии 2018 года Royal Oak «Carolina Bucci» на руке
33-миллиметровая модель Royal Oak Frosted Gold из розового золота с серебристым циферблатом с узором «Grande Tapisserie
Умение филигранно соединить технологии, мастерство и безупречный вкус Audemars Piguet продемонстрировали на прошедшей Неделе моды в Париже. На показе кутюрного бренда Ralph & Russo дебютировали несколько классических Royal Oak в размере 34 мм и принципиально новые Royal Oak Concept Flying Tourbillon с «парящим турбийоном».
«Король усложнений» на них приковывает к себе все внимание благодаря многоуровневому циферблату и акценту в виде бриллиантового паве. Прозрачная задняя крышка позволяет наблюдать магию времени в действии, а отделка безеля Frosted Gold в той самой флорентийской технике отдает дань безграничному воображению женщин, которые внесли свой вклад в высокое часовое искусство.


Познакомиться с миром часового haute couture — в частности, с культовой коллекцией Royal Oak и новой CODE 11.59 by Audemars Piguet (первой, созданной и для мужчин, и для женщин!) – можно в бутиках Audemars Piguet в ГУМе и Петровском Пассаже.