На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Harper’s Bazaar

248 подписчиков

Почему Кристобаль Баленсиага закрыл свой модный Дом всего за один день

Кристобаль Баленсиага, 1927
Кристобаль Баленсиага, 1927GETTY IMAGES

Сегодня состоится первый за 53 (!) года кутюрный показ Balenciaga — Дом вышел из расписания Недели Высокой моды еще в 1968 году, когда его решил закрыть сам Кристобаль Баленсиага. Событие, без преувеличения, историческое — не только из-за столь долгого перерыва, но и потому что всем не терпится посмотреть, как же справился с кутюром именно Демна Гвасалия, которого мы привыкли считать мастером уличной моды.

Мы решили вспомнить, как Кристобаль Баленсиага стал главным дизайнером середины прошлого века, из-за чего он решил закрыть свой Дом за один день — и почему чего его идеи остаются актуальными даже полвека спустя.

Довима в кейпе Balenciaga на обложке Harper's Bazaar, ноябрь 1950
Довима в кейпе Balenciaga на обложке Harper's Bazaar, ноябрь 1950Richard Avedon

«Учитель всех нас» — так о Кристобале Баленсиаге отзывался Кристиан Диор. Его исключительный талант признавала даже Габриэль Шанель, которая совсем не жаловала конкурентов: она называла его «единственным настоящим кутюрье». Он действительно был единственным в своем роде — и в подходе к созданию одежды, и в общении с прессой, и вообще во взглядах на жизнь. Он не любил разговаривать с журналистами — и за свою долгую карьеру дал всего одно полноценное интервью (задолго до Мартина Маржелы, который подобной тактикой заслужил себе репутацию «загадочного» и «анонимного»). Его инновационных идей хватило на то, чтобы заслужить мировую славу ему самому, а также дать отправную точку его ученикам и последователям — Юберу де Живанши, Андре Куррежу и Эмануэлю Унгаро. 

Платье Balenciaga в съемке Harper's Bazaar, октябрь 1952
Платье Balenciaga в съемке Harper's Bazaar, октябрь 1952Richard Avedon
Платье и кейп Balenciaga в съемке Harper's Bazaar, ноябрь 1961
Платье и кейп Balenciaga в съемке Harper's Bazaar, ноябрь 1961Tom Kublin

То, как Баленсиага создавал свои вещи, принципиально отличало его от всех известных до него кутюрье.

Он работал с тканью, как скульптор с камнем — не столько следуя за естественными пропорциями фигуры, сколько создавая новые и подчеркивая то, что считал нужным. Поэтому он предпочитал использовать тяжелые, плотные материалы, которые легко драпировались и хорошо держали заданную форму. Он стремился с помощью одежды создать ощущение комфорта и безопасности, эдакой «брони» — поэтому первым предложил объемные силуэты, когда слово «оверсайз» еще не вошло в модный лексикон. Его пальто-коконы и платья-мешки дизайнеры цитируют до сих пор — причем в практически неизменном виде.

Вечернее платье Balenciaga (1961), собрание Исторического музея в Чикаго
Вечернее платье Balenciaga (1961), собрание Исторического музея в ЧикагоGETTY IMAGES
Вечернее платье и болеро Balenciaga (1955), собрание Исторического музея в Чикаго
Вечернее платье и болеро Balenciaga (1955), собрание Исторического музея в ЧикагоGETTY IMAGES

 

Вечернее пальто Balenciaga (1950), собрание Исторического музея в Чикаго
Вечернее пальто Balenciaga (1950), собрание Исторического музея в ЧикагоGETTY IMAGES

Самой важной частью женского тела для Баленсиаги была спина: именно ее он стремился акцентировать почти во всех своих вещах. Способы для этого он выбирал разные: длинный шлейф, слегка опущенный сзади воротник, дополнительный объем в области спины (при этом спереди вещь была облегающей). Еще две зоны, которым дизайнер уделял особенно пристальное внимание — шея и запястья. Их он всячески стремился открывать с помощью расширенных горловин, блуз без воротников и ставших для него знаковыми рукавов 3/4. Сам он утверждал, что это помогает удлинять шею и руки, делать их более изящными — но, справедливости ради заметим, что у него могли быть и более практичные соображения: так он давал своим состоятельным клиенткам возможность наглядно продемонстрировать их впечатляющие ювелирные украшения. Не зря же его укороченные рукава прозвали «браслетными».

Платье-«конверт» Balenciaga в съемке Harper's Bazaar, июнь 1967
Платье-«конверт» Balenciaga в съемке Harper's Bazaar, июнь 1967
Вечернее платье Balenciaga, 1951
Вечернее платье Balenciaga, 1951GETTY IMAGES

 

К слову, с клиентками у него тоже всегда были особенные отношения — многие из них считали его близким другом и доверяли наряды для важных случаев лишь ему. Некоторые и вовсе не мыслили свой гардероб без платьев Balenciaga — и очень эмоционально переживали его уход из мира моды. Когда Баленсиага решил закрыть свой Дом в 1968 году, Мона фон Бисмарк, считавшаяся самой стильной женщиной своего времени, на три дня закрылась в собственной спальне, оплакивая утрату и говоря, что «теперь ее некому будет одевать». К слову, решение о закрытии бизнеса великий кутюрье принял по-испански эмоционально — и буквально за один день. Он просто решил, что растущая популярность прет-а-порте не оставляет шансов кутюру — а «заниматься проституцией», как он называл готовую одежду, он был не намерен. В течение дня Баленсиага свернул все операции своего Дома, не поставив в известность ни своих бизнес-партнеров, ни сотрудников ателье. С тех пор сам Дом был успешно возрожден и сменил несколько креативных директоров, но к кутюру вернулся только сейчас — под руководством Демны Гвасалии. Посмотрим, удастся ли ему создать нечто достойное славы основателя Дома.

Вечернее пальто Balenciaga
Вечернее пальто BalenciagaLegion-Media

 

 

Ссылка на первоисточник
наверх