На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Harper’s Bazaar

250 подписчиков

С улиц на подиумы: 5 субкультур, которые навсегда изменили историю моды

Эмо, панки, готы — все эти названия галопом проносятся в голове, когда звучит слово "субкультура". Со школьной скамьи мы знаем, что это — часть культуры общества, которая отличается от подавляющего большинства. Определяется она, конечно, своими уникальными ценностями — но выделяет ее представителей всегда внешний вид. Ирокез — панк, оккультные символы — гот, бейсболка — хип-хопер: вот простые способы определить, кто есть кто. И хотя сегодня субкультуры свое прежнее значение утратили (а многие исследователи вообще настаивают на их исчезновении), мода к их атрибутике обращается весьма часто — несмотря на всю пропасть между подиумами и улицами. Рассказываем краткую историю основных субкультур, которые больше всего повлияли на то, как мы одеваемся сегодня.

Битники

Коллекция Christian Dior Beatnik, 1960
Коллекция Christian Dior Beatnik, 1960

Черная водолазка, узкие брюки, берет и крупные очки в роговой оправе — так можно описать типичный внешний вид битника. В 50-е эти поэты и художники-пацифисты открыто противопоставили себя среднему классу — и сделали одежду орудием своего личного протеста. Сейчас черным тотал-луком уже никого не удивишь, но вот по меркам подчеркнуто жизнерадостной послевоенной моды это было настоящим бунтом. К 60-м движение стало настолько заметным, что проникло и в высокую моду. Ив Сен-Лоран создал для Christian Dior знаменитую коллекцию Beatnik, которая создала прецедент (никогда раньше модные Дома не обращались к стилю улиц) и стоила дизайнеру места работы. Чинная парижская публика тогда не оценила кожаные куртки, меховые шапки и черный с ног до головы — и руководство Дома спешно распрощалось с юным гением. В 2008-м Марк Джейкобс снова решил обратиться к типичным атрибутам этой субкультуры — но, понятное дело, такого ажиотажа это уже не вызвало. И хотя мы об этом особенно не задумываемся, многим мы обязаны именно битникам: например, моде на total black и береты (привет, "Эмили в Париже").

Панки

Jean Paul Gaultier Haute Couture весна-лето 2011
Jean Paul Gaultier Haute Couture весна-лето 2011Legion-Media

Ирокез кислотного цвета, рваные джинсы, декор в виде булавок, футболки с символикой панк-групп, кожаные косухи — вот довольно условный набор атрибутов панков, которые впервые заявили о себе в 70-е. Этот собирательный образ оказался настолько живучим, что время от времени появляется в коллекциях дизайнеров по сей день — а в 2013-м Институт костюма музея Metropolitan даже посвятил взаимоотношениям панка и моды целую большую выставку. Первой из дизайнеров поддержала эту эстетику (или анти-эстетику?), разумеется, Вивьен Вествуд — "бабушка панка" и творческий соратник менеджера культовой группы Sex Pistols Малькольма Макларена. А уж потом ее примеру последовали едва ли не все хоть сколько-нибудь значимые дизайнеры современности — от Жан-Поля Готье до Риккардо Тиши.

Гранж

"Гранж — это анафема моде", написала в своем обзоре культовой "гранжевой" коллекции Марка Джейкобса для Perry Ellis знаменитый модный критик Кэти Хорин. Правда, позже она взяла свои слова назад. Когда в начале 90-х на улицах городов начали появляться небрежно одетые подростки в широких рваных джинсах и огромных фланелевых рубашках из секонд-хендов, никто и подумать не мог, что уже скоро этот стиль проникнет на подиумы и возьмет их штурмом. Но события развивались стремительно: Курт Кобейн стал мировой иконой, а его стиль начали массово копировать миллионы людей. И если в 93-м грубые ботинки с платьями на подиуме стоили Марку Джейкобсу работы, то уже в 2013-м то же самое комбо руки Эди Слимана в Saint Laurent было встречено куда более спокойно — а сейчас так уже одеваются все самые модные девушки мира.

Хип-Хоп

Chanel осень-зима 1991
Chanel осень-зима 1991

Крупные золотые цепи, спортивные костюмы вне спортзалов, кроссовки как обувь на выход, бейсболки в качестве модного аксессуара — вот далеко не полный список того, чем современная мода обязана хип-хопу. Изначально стиль рэперов был эдакой пощечиной общественному вкусу: они с большим удовольствием носили каждый день то, в чем представители истеблишмента в лучшем случае ходили на тренировки. По мере того, как рэп-музыка набирала популярность, этот стиль выходил за пределы неблагополучных кварталов американских городов. Движущей силой, как обычно, выступили подростки: подражая кумирам, они стали носить мешковатые джинсы, крупные украшения и спортивную одежду, сто называется, и в пир, и в мир. К началу 90-х пала и крепость высокой моды: в 1991-м Карл Лагерфельд показал культовую коллекцию Chanel, в которой элементы хип-хоп-культуры были смешаны с кодами французского Дома. Джинсы с заклепками, сетчатые боди на голое тело, кепки козырьками назад, спортивные костюмы, объемные бомберы и зашкаливающее количество бижутерии (bling-bling!): результат одних шокировал, а других — привел в полный восторг. Для почтенного Дома с историей это был огромный риск, но он оправдал себя с лихвой — коллекция стала настоящим коммерческим хитом. А Лагерфельд лишний раз подтвердил свой статус визионера: ему удалось "подружить" моду с рэпом задолго до того, как это стало мейнстримом. А вот сейчас рэперы в роли амбассадоров больших Домов уже стали обычным делом — посмотрите хотя бы на A$AP Rocky.

Готы

Черная одежда, мрачный макияж, религиозная и оккультная символика, серебряные украшения, грубая обувь на массивной подошве и аллюзии на тему викторианского стиля — вот примерный собирательный образ готов, какими мы их знаем. В моду готика ворвалась в 90-х — с подачи таких дизайнеров, как Оливье Тискенс и Рик Оуэнс. Но больше всех на этой ниве отметился Александр Маккуин: ему удалось не просто эффектно обыграть все визуальные коды субкультуры, но и значительно обогатить этот дискурс новыми идеями и символами. Пиковой точкой в истории любви Маккуина и готики стала осенне-зимняя коллекция 1996-го года Dante, отражавшая идею неразрывной связи жизни и смерти. Цитаты из викторианского и средневекового костюма, распятия, терновые венцы, черепа животных — визуальный ряд коллекции заставлял зрителей поразмыслить о вечном, а кого-то и вполне серьезно напугал. В нулевых эстафету у Маккуина перенял Риккардо Тиши: для своих коллекций в Givenchy он всегда адаптировал эстетические принципы готов так, чтобы они оказались приемлемыми для широкой публики — слегка щекоча нервы, но никогда не переходя грань дозволенного. Последний всплеск большого интереса к этому стилю случился в 2019-м году: на осенних показах свои версии образов современных готов и готесс тогда продемонстрировали Prada, Marni и даже обычно яркие Gucci. 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх