Sustainable Thinking готовилась почти три года – почему так долго?
Я могла бы сказать, что все дело в глобальности темы, и это было бы чистой правдой. Но есть и другая причина: я историк искусства, и для меня все эти высокотехнологичные штуки – настоящая terra incognita, поэтому мне потребовались время и помощь. Я благодарна всем, кто поведал мне про ферментированные листья зеленого чая, из которых можно шить одежду, биополимеры и 3D-гофрирование. А особенно Хакану Караосману и его студентам из Миланского политеха: они отвечали за разработку интерактивной презентации, которую мы показываем на тачскрине в первом зале. В ней в самой доступной форме рассказывается о находках в области экологичной моды, и посетителям это явно интересно.
Давайте, кстати, поговорим о посетителях. Кто в основном к вам приходит?
Предсказуемо много молодежи. Я наконец лично убедилась в том, о чем столько слышала: миллениалов действительно волнуют насущные проблемы общества, они готовы отказаться от бездумного потребления и с благодарностью принимают любые шаги брендов в сторону более сознательного отношения к ресурсам и людям. Кроме того, я водила по выставке немало профессионалов, которые специально приехали ради нее во Флоренцию и, признаюсь, получила кучу комплиментов. По их словам, нашей команде удалось сделать почти невозможное: и о серьезных проблемах поговорить, и арт-составляющую не потерять, и в кликушество на тему скорого апокалипсиса не скатиться.
Я согласна. Многие беседы о том, насколько fashion-индустрия вредит планете, ведутся в таком пессимистичном тоне, что руки опускаются и кажется, уже ничего нельзя сделать.
А на самом деле можно! Причем на уровне как больших брендов, так и одного человека. У нас есть раздел, рассказывающий о том, какие удивительные вещи делал Сальваторе Феррагамо во времена, когда об экологии еще никто не думал. Как использовал переработанные материалы, как экспериментировал с леской и рыбьей чешуей. Что называется, смотрел далеко вперед.
NO ADDRESS NEEDED TO JOIN COAT, БЕТАНИ УИЛЬЯМС, 2018 (ПАЛЬТО ИЗ ПЕРЕРАБОТАННОГО ВОЛОКНА, ВЕРЕВОК И ОТХОДОВ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ)
REMADE TOTAL LOOK, КРИСТОФЕР РЕБЕРН, 2011– 2018
PENSIERO NATURALE, ПАОЛА АНЦИКЕ, 2018
ПЛАТЬЕ MOSAICO ИЗ ОБРЕЗКОВ ТКАНИ
И МОЛНИЙ, АНДРЕА БРАДОЛИ, ВАЛЕРИЯ ВАЛБУЗА, АННА АНТОНИНИ, 2018
LIFE GUARD, ЛЮСИ + ХОРХЕ ОРТА, 2006
БОТФОРТЫ ROMBAUT COWBOY SNEAKERS ИЗ МАТЕРИАЛА PIÑATEX (ИСКУССТВЕННАЯ КОЖА ИЗ АНАНАСОВЫХ ВОЛОКОН), МАТС РОМБО, 2018
ПЛАТЬЕ ARARAUNA, STELLA JEAN
С ВЫШИВКОЙ АМБРЫ ЛЮСИДИ, 2018
ИНСТАЛЛЯЦИЯ ACROPORA, НАТАЛИ БАЛЛУ, 2018
Слово sustainable не слишком хорошо переводится на русский язык. Но вы явно имеете в виду не только экологически безупречную, но и социально ориентированную моду.
Да, поэтому у меня на выставке два любимых проекта. Первый – инсталляция камерунского художника Паскаля Мартина Таю: африканские идолы, символизирующие человечество, облако пластиковых трубочек, которые демонстрируют, как мир тонет под тоннами вредных веществ, и светящиеся координаты десяти самых загрязненных мест на планете.
Я не могу не отметить, что несколько находятся в России.
Это действительно печально. Но согласитесь, глядя на эту яркую работу, хочется не плакать и жалеть себя, а что-то менять. Мне кажется, именно это и имел в виду автор.
А второй любимый проект?
Он очень личный, потому что про Salvatore Ferragamo. Фотограф Ари Верслуис и социолог Элли Айтенброк, уже много лет исследующие тему социального дресс-кода, сделали портреты команды Дома – от офисных до фабричных работников – и собрали их в восемь серий по типу подхода к повседневной одежде. Получилась любопытная и объединяющая история, в которой захотели поучаствовать все без исключения.
Даже вы?
Конечно! Ищите меня в правом углу от входа на левой стене.
PAPAYA E PITAJA, ПЬЕРО ЖИЛАРДИ, 2018
LIFE GUARD – AMAZONIA, ЛЮСИ + ХОРХЕ ОРТА, 2016
INVASION, ПАСКАЛЬ МАРТИН ТАЮ, 2019
САБО RAINBOW FUTURE ИЗ ОРГАНИЧЕСКОГО ХЛОПКА
ENERGY SPILL, ЭЛЬ АНАЦУИ, 2010
FERRAGAMO PROJECT, АРИ ВЕРСЛУИС И ЭЛЛИ АЙТЕНБРОК, 2019
Интервью: АНАСТАСИЯ УГЛИК
ВЫСТАВКА SUSTAINABLE THINKING ПРОДЛИТСЯ ДО 8 МАРТА 2020 ВО ФЛОРЕНЦИИ