Harper’s Bazaar

220 подписчиков

Свежие комментарии

  • владимир второв
    Пидары для пидаровС чем носить ботф...
  • Александр Степанов
    9 МАРТА 2021 Г. Для Тины рацион готовит Саша Мирошников, потому, что она сама не знает чтоей нужно, она этого не чувс...Всегда в форме и ...
  • Татьяна
    Чтобы советовать, надо из себя что-то представлять. Такого качества, как самоуверенность, явно недостаточно. И вообще...Что почитать? Тан...

Оммаж или плагиат? Маша Янковская о том, как вторичность стала нормой

Оммаж или плагиат? Маша Янковская о том, как вторичность стала нормой

Оммаж или плагиат? Маша Янковская о том, как вторичность стала нормой
@yankovskaya

Мне как инфлюенсеру пишут бренды с просьбой о рекламе. Поскольку я не ставлю себе цель этим зарабатывать, я могу говорить «нет» абсолютно всему, что мне хоть чуть-чуть не нравится. Проверяющая директ помощница знает мой вкус и самостоятельно игнорирует большинство предложений. А если сомневается — присылает мне. В основном это оказываются no name бренды, усиленно транслирующие некую интеллектуальность с симпатичным инстаграмом и позиционированием.

Никого не удивлю сказав, что вижу там сплошную «вторичку». Но это не копии LV или Gucci (это было бы слишком тривиально и вовсе не интеллектуально), а расплывчатые копии стиля Old Celine или Jil Sander образца 90-х под лозунгом «базовый гардероб интеллектуальной бабы»: белая рубаха, бесформенное пальтишко, пиджаки, кожаные штаны, все бежевого или серого цвета. И возникает такое чувство, что они инспирируются вообще даже не Old Celine или Jil Sander, а сугубо друг другом. Получается унылая жвачка.

Говорить про крупные бренды типа Vetements вообще в этом контексте не хочется. Все уже сказано. Первое время, глядя на их показы, я только об одном мечтала: вернуться в нулевые на машине времени и в секонд-хенде на «Уделке» в Питере все это купить.

Отхимчистить и повесить в шкаф до лучших времен, чтобы в 2017-21 годах быть самой модной.

Если даже крупные бренды транслируют вторичность и влипают в истории с плагиатом (например, футболки Vetements с Цоем или обложка "Бордерлайн", нарисованная тем же Демной), то нет смысла осуждать в этом мелкие бренды. Скажем, мелкие бренды в этом иногда даже чуть изобретательнее. Скучнее, но скромнее воруют.

Оммаж или плагиат? Маша Янковская о том, как вторичность стала нормой
@yankovskaya

Посмотрим, как обстоят дела в искусстве

Сначала расскажу историю. У меня недавно произошла шокирующая ситуация. В галерее, которая когда-то давно делала мою третью выставку, была найдена художница, которая копирует большинство моих сюжетов. Художницу давно чехвостят мои фанаты, но она всячески отрицает факт заимствования. «Ее уникальные работы вдохновлены Опасностью, Красотой и Силой» — гласит кураторский текст. Особенно мне здесь нравится слово «уникальные».

Я рада, что выросла достаточно, чтобы не сотрудничать больше со второсортными галереями и не обращать внимания на это копашение. Хотя тогда мне казалось, что галерея хорошая. Теперь, когда я поворачиваю взгляд в их сторону, мне кажется, это совершенно другой мир. Мистячковый мир. И драма не в том, что этот мир существует, а в том, что туда по глупости и незнанию может забрести даже хороший художник. И, конечно же, покупатель…

«Плохие художники копируют. Хорошие художники крадут у Бога», — так звучит оригинальная цитата Пикассо, от которой волею судеб со временем отвалилось последнее слово. Именно ее в недоделанном виде все очень любят приводить в спорах о плагиате.

Как работает художник? Он создает свой собственный язык образов, бесконечно цитируя себя самого. В этом потоке повторений может родиться новый образ, корни которого видны в прошлых работах. На первый взгляд, это может быть что-то очень странное и нелогичное, но стоит изучить предыдущие периоды творчества автора — и становится все понятно. Концептуально художника волнуют примерно одни и те же вопросы. Он крутит их под разным углом, отвечая себе самому на них. Художник — это очень эгоцентричное существо, которое не будет специально искать темы в обществе. Он будет видеть отражения этих тем в своем внутреннем зеркале и передавать их. Искусство — это диалог с самим собой, свидетелем которого выступает зритель.

У каждого художника есть источники вдохновения. Это именно то поле, откуда художник «крадет», оно подпитывает фундамент его собственного стиля. Таким образом, современное искусство не может существовать без оглядки на то, что уже было. Если современное не будет в постоянном диалоге с прошлым — оно просто перестанет быть современным, и мы пойдем по кругу.

Оммаж или плагиат? Маша Янковская о том, как вторичность стала нормой
@yankovskaya

Именно поэтому грань между искусством и плагиатом очень тонкая. Методы постмодернизма, по своей сути, ничем не отличаются от обычного заимствования. Но разница все-таки есть.

Не знаю, как это работает, но люди чувствуют, когда их хотят обмануть. Глубокое визуальное исследование и образы, вырытые из подсознания, положенные на холст — это видно. А когда тебе вместо искусства подсовывают криво срисованные фотки Марио Тестино — это тоже видно.

Но срисованные фотки Тестино все равно продаются, безусловно. Настоящие художники очень злятся, когда наблюдают это. Зря. Знаете, есть такая народная китайская мудрость: «Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как мимо проплывет труп твоего врага». Ключевое здесь: «долго сидеть». Я это понимаю так, что нужно просто хорошо делать свою работу, а время расставит все на свои места.

Баталии ювелиров

В ювелирном бизнесе с плагиатом все гораздо сложнее. Ждать пока проплывет труп врага — вообще не вариант.

Кольцо Trinity de Cartier продавалось в любом магазине "Яшма Золото" еще во времена моего детства. Но Cartier, скажем, не страдает от этого совсем. А страдают мелкие бренды со своей философией и авторским дизайном. Потому что у них зачастую «инспирируются» крупные и более дешевые бренды. Представьте ситуацию: вы ювелир, который каждое свое изделие продумывает до мельчайших деталей, собирает его из белого золота и драгоценных камней. Дизайн не случайный, за ним стоит целая история — ваша личная. И тут вдруг крупный производитель ювелирных изделий выпускает некую штамповку, один в один скопированную с вашего изделия. Разумеется, это уже не золото, а серебро, не драгоценные камни, а полудрагоценные. И народ это покупает! Потому что дизайн-то прикольный. Не знаю, какая доля потребителей запаривается на тему философии бренда и того, какая проба у золота: 750 или 585. Явно меньше, чем коллекционеров искусства запаривается на тему портфолио художника.

В моде, искусстве, дизайне этого десятилетия главный вопрос: «Так оммаж или плагиат?» — иногда даже эксперты затрудняются отвечать на него.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх